воскресенье, 10 февраля 2013 г.

основные факторы, влияющие на изменение предложения

Рис. 4.6. Изменение величины предложения

Величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени. Изменение величины предложения отражает изменение величины предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов предложения (рис. 4.6). Так как закон предложения декларирует положительную связь между величиной предложения и ценой, то повышение цены, например, с Р0 до Р1, приведет к увеличению объема предложения с Q0 до Q1, а снижение цены с Р0 до Р2 к его уменьшению с Q0 до Q2. На графике это выразится в том, что оба изменения будут находиться на той же кривой, однако в первом случае новая точка (Р1, Q1) окажется выше исходной (Р0, Q0), а во втором (Р2, Q2) - ниже. Следовательно, изменение величины предложения всегда выражается в виде движения вдоль кривой предложения.

или в конкретной числовой форме:

Прямая же зависимость между предложением и ценами проявится лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная:

В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен:

Линия (S) носит название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т. е. при сохранении прочих условий неизменными.

Рис. 4.5. Зависимость предложения от цены

Используя данные таблицы, представим ситуацию с рыночным предложением в виде графика (рис. 4.5), в координатах цены (Р) и количества (Q).

колбасы с ее ценой

Условный пример связи размера предложения

Допустим, мы имеем дело с тем же нехитрым товаром - колбасой. При прочих равных условиях, т. е. при допущении неизменности других факторов, влияющих на предложение, существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения (табл. 4.2).

Как и в случае со спросом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главной причиной изменения последнего. Эта взаимосвязь также может быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и аналитическом виде.

Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением - падает.

Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т. е. рыночное предложение будет расти.

Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т. е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.

Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.

Коль скоро рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения

4.2. Предложение и величина предложения.

4.2. Предложение и величина предложения. Факторы, влияющие на

Комментариев нет:

Отправить комментарий